Виктор Плескачевский: саморегулирование в отрасли состоялось

  • Автор: NosoUn

Сегодня только «ленивый» не ругает управляющие компании. С начала зимы на коммунальщиков заведено более 20 уголовных дел в разных российских городах. Сосульки убивают людей, необоснованно растут тарифы, жители пишут бесконечные жалобы на управляющие компании. Между тем сами управляющие компании решили бороться с собственной недобросовестностью. Уже год как в нашей стране успешно существует Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН), целью которого является создание цивилизованного рынка управления недвижимостью в нашей стране. О первых итогах НОСО УН и существовании системы саморегулирования в отрасли ЖКХ мы беседуем с Председателем Комитета по собственности ГД ФС РФ, Председателем Совета НОСО УН Виктором Плескачевским.

Ред.: Сегодня управляющие компании по всей стране активно создают саморегулируемые организации и они уже создали своё Национальное объединение. В чем преимущества системы саморегулирования отрасли ЖКХ?

В. С. Плескачевский: В любой отрасли есть люди, которые управляют своим бизнесом добросовестно, хотят существовать в сегменте своего рынка как можно дольше, и есть те, которые злоупотребляют. Добросовестные, стремясь соблюдать все правила, порой проигрывают в экономике недобросовестным, в итоге постепенно снижается общий климат рынка, как это и происходит в сфере управления многоквартирными домами. Саморегулирование дает возможность добросовестным легально лоббировать свои интересы, устанавливать свои стандарты поведения на рынке, вытесняя тем самым недобросовестных с рынка. Собственник жилья же получают свое-образную гарантию, что их не обманут. Так как если кто-то из участников СРО не справился с поставленными задачами, не смог выполнить своих обязательств перед заказчиками, то есть – жителями, то ответственность, причём материальную, перед ними несёт всё профессиональное сообщество.

Ред.: А как возникла идея создать Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН)?

В. С. Плескачевский: В январе 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 22 саморегулируемые организации управляющих недвижимостью. По инициативе 18 из них было создано Национальное объединение, целями которого являлось объединить профессионалов, готовых взять на себя ответственность за качество обслуживания, использовать самые современные способы управления, учитывающие мировой опыт, готовых разрабатывать стандарты и защищать свои интересы на рынке. В состав Совета НОСО УН вошли представители Правительства, Госдумы, Совета Федерации, Минрегиона, ГК «Фонд ЖКХ», ТПП, Опоры России, Российской жилищной федерации, представители от вузов и т. д.

За первый год существования НОСО УН удалось объединить вокруг себя ведущих экспертов в области жилищного и коммунального хозяйства. Членами Объединения стали 36 СРО управляющих недвижимостью из 46 регионов страны, и 14 СРО в настоящий момент являются кандидатами в члены Объединения, а это более 1500 компаний управляющих многоквартирными домами, что составляет 18% от общего рынка.

Ред.: НОСО УН недавно отметило год со дня создания. Каких результатов удалось достичь прежде всего?

В. С. Плескачевский: Необходимо отметить тот факт, что первый год организации всегда важный и нелегкий: формируется коллектив, выстраиваются отношения между членами организации и всеми заинтересованными сторонами. Тем не менее в течение года члены Совета НОСО УН в общей сложности провели по всей стране более чем 300 совещаний, конференций, «круглых столов», парламентских слушаний по проблемам жилищного и коммунального хозяйства. Итогами которых стали серьёзные решения о введение изменений в отрасли. Например, Приказ Минрегиона № 624, который фактически освободил эксплуатационщиков (управляющих многоквартирными домами) от участия в СРО строителей и тем положил начало складывания собственного профессионального бизнес– сообщества.

Также НОСО УН в сотрудничестве с ВПП «Единая Россия», Фондом ЖКХ, Сбербанком России разработало ряд проектов, направленных на совершенствование рынка управления многоквартирными домами и просвещение граждан: «электронный паспорт технического состояния объекта недвижимости» – электронная система учета состояния конкретных элементов дома, в т. ч. отвечающих за безопасность; «единый электронный реестр управляющих компаний» – система раскрытия информации, которая позволяет получить полную, объективную и достоверную информацию об управляющих компаниях; «Брошюра «Азбука ЖКХ: вопросы и ответы» – брошюра, которая не только отвечает на вопросы собственника о ЖКХ, но и дает возможность направить свой вопрос в редакцию издания, и многое другое.

Ред.: Какие задачи стоят перед НОСО УН в 2011 году?

В. С. Плескачевский: В 2011 году Объединение планирует завершить написание стандартов деятельности управляющих многоквартирными домами, создать специальный образовательный продукт для директоров управляющих компаний, принять участие в разработке новых правил предоставления коммунальных услуг гражданам, организовать специальную службу юридической поддержки управляющих компаний и многие другие.

Ред.: В конце 2010 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который направлен на совершенствование регулирования всего спектра отношений по управлению многоквартирными домами и предусматривает введение системы саморегулирования управляющих недвижимостью. Почему возникла необходимость введения обязательного саморегулирования и когда это произойдёт?

В. С. Плескачевский: Сегодня всем понятно, что здание – инженерный объект, к тому же ещё и опасный: иногда кровля рушится, фундамент трескается, со стены плитка отваливается. Следовательно, должно быть лицо, ответственное за безопасность дома, и данную ответственность в нашей коллективной структуре собственности должна взять на себя управляющая компания. Всё остальное – коммунальные услуги, гражданско-правовые услуги – это второстепенно, собственник может сам решить, как ему убирать подъезд. Мы построили такую модель, при которой УК – это не только лицо, которое оказывает гражданско-правовые услуги в конкурентной среде, но и, в первую очередь, управляющая организация – это субъект, ответственный за безопасность здания в период его существования. Принятие законопроекта обяжет УК не только качественно выполнять свои услуги, но и нести ответственность за безопасность здания. Законопроект предполагает введение обязательного саморегулирования с 1 марта 2013 года, тем самым мы даем два года управляющим компаниям подготовиться, но уже задаем направления ответственного подхода к своей работе.

Дополнительная информация на тему (по данным открытых источников)

В законопроекте о совершенствовании управления многоквартирными домами (далее — МКД) определяется система договорных обязательств при управлении домами, а также вводятся понятия «обязательные платежи» и «взносы» для работы ТСЖ. По мнению экспертов, новый закон способствует устранению множества проблем, возникших за время пятилетнего действия российского Жилищного кодекса.

Со вступлением в силу ЖК РФ была создана нормативно-правовая база реформирования системы ЖКХ, основанная на привлечении коммерческих структур для предоставления услуг по управлению МКД. Однако с приходом в сферу ЖКХ частных управляющих компаний у граждан не появилось гарантий их надёжности и профессионализма, поскольку законодательно не были определены требования к ним.

Важные моменты, которые прописывает документ:

— регламентирует порядок создания ТСЖ в домах­новостройках; запрещает застройщикам принимать участие в создании ТСЖ; описывает процедуру предоставления информации для организации общего собрания будущих собственников помещений, которой сегодня монопольно владеют лишь застройщики;

— уточняет процедуры создания ТСЖ, снижая тем самым риск создания товариществ без ведома и участия собственников, а также упрощает процедуру выхода собственников помещений в доме, входящем в состав ТСЖ, созданного на несколько домов, из такого товарищества, тем самым обеспечивая указанным лицам возможность реализации права выбора и изменения выбранного способа управления МКД без привлечения к решению этого вопроса собственников помещений в соседних домах;

— определяет, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются льготникам при отсутствии у них задолженности по оплате или выполнении соглашений по ее погашению;

предлагает правительству РФ установить принципы определения размера платы для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, регулированием которой муниципалитеты не занимаются;

— обязывает УК, ТСЖ и собственников заключать договоры ресурсоснабжения при непосредственном управлении МКД (в настоящее время существует практика отказа управляющей организации и ТСЖ от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, при этом такие организации нарушают требования правил предоставления коммунальных услуг гражданам);

— вводит возможность внесения прямых платежей собственников ресурсоснабжающим организациям;

— уточняет, что изменение способа управления МКД является основанием для расторжения заключенного договора в одностороннем порядке;

— содержит норму о дополнительных ежеквартальных отчетах управляющей организации, в которых должны содержаться сведения о наличии или отсутствии просроченной задолженности перед организациями-поставщиками ресурсов;

— совершенствует процедуру заключения договора управления многоквартирным домом, вводит новое условие договора – срок его действия. Максимальный срок действия договора увеличивается до семи лет, автоматическое продление договора допускается только на один год;

— вносит изменения в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (предполагается, что до 1 января 2013 года для управляющих организаций будет введён уведомительный порядок о начале осуществления деятельности по управлению МКД; при этом функции приема и учёта таких уведомлений возлагают на государственные жилищные инспекции);

— предусматривает административную ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности управляющими организациями вплоть до дисквалификации на срок от одного года до трех лет;

— вводит административную ответственность собственников помещений в МКД за непринятие решений по обеспечению надлежащего состояния помещений индивидуального пользования и общего имущества в МКД.

В январе Госдума приняла в первом чтении законопроект о налоговых льготах для ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний МКД. Изменения вносятся в ст. 251 ч. II Налогового кодекса РФ. Законопроектом предлагается включить в перечень средств целевого финансирования не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета ТСЖ, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов или выбранных собственниками жилых помещений в МКД управляющих компаний для долевого финансирования проведения капитального ремонта домов.

Источник: www.ids55.ru

  • Комментариев нет

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите пожалуйста.